НАМ НУЖНО ИЗУЧАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРЫ!

Печать E-mail
Такой вывод был сделан по результатам анализа опросов, проведенных Центром русского языка и культуры Тверского государственного университета и Грузинской национально-культурной автономией города Твери в рамках проекта «Путь к взаимопониманию – через диалог культур». Для проведения опросов было разработано 2 анкеты: одна – с целью выявить уровень знаний молодежи в области национальных литератур, вторая – с целью выяснить мнение молодых людей о необходимости изучения литератур бывших республик Советского Союза. Вопросы первой анкеты были сформулированы в виде довольно простых тестов, например: Муса Джалиль является классиком… А) таджикской литературы Б) татарской литературы В) азербайджанской литературы Назовите наиболее известное произведение классика грузинской литературы Шота Руставели А) «Гладиатор» Б) «Песни о любви» В) «Витязь в тигровой шкуре» Кто является автором поэмы «Моабитская тетрадь»? А) А. Твардовский Б) Муса Джалиль В) Муса Ахмадов и т.д. В исследовании участвовали более 300 студентов ТвГУ, ТГМА и ТГТУ Анонимность анкетирования не оставляет сомнений в искренности ответов. Надо сказать, что более 40% участников опроса правильно ответили на половину вопросов теста. 12% опрошенных дали правильные ответы на три четверти вопросов теста, и в основном это студенты-филологи и студенты-историки Тверского государственного университета. Грустно, но большинство студентов не знают, например, что роман «Плаха» написал Чингиз Айтматов, писатель с мировым именем. Надежды вселяет тот факт, что 63% студентов знают, что автор «Персидских мотивов» - великий русский поэт Сергей Есенин, а вовсе не Омар Хайям или Низами (не менее, впрочем, великие и известные). Как ни странно, очень мало студентов знают, что Муса Джалиль – классик татарской литературы. А ведь совсем недавно его поэму «Моабитская тетрадь» изучали в школе. Многие молодые люди не подозревают, что одно из замечательных произведений о войне, о памяти - роман «Обелиск» - написал Василь Быков. Нам хотелось узнать, каких же зарубежных авторов читает нынешняя молодежь. Выяснилось, что наиболее популярными являются: Дж. Толкиен, Рэй Брэдбери, Г. Гаррисон, Джейн Остин, Д. Роулинг… (неужели Гарри Поттер все еще интересен в 18-20 лет?) Отметим, что молодежь читает и интеллектуальную прозу: Милан Кундера, Э.-М. Ремарк, Э. Хемингуэй – эти имена довольно часто встречались в ответах на последний вопрос анкеты. Назвали также Г. Флобера, Т. Драйзера, Д.Лондона, В. Гюго, Сервантеса… Приятно, что наша молодежь читает зарубежную европейскую и американскую классику. Однако жаль, что никто не назвал Рустама Ибрагимбекова, Чингиза Абдуллаева, Чингиза Айтматова, Нодара Думбадзе, Левона Хечояна и других замечательных современных национальных писателей, живущих в сопредельных республиках, издающихся на русском языке и публикующихся в российских «толстых» журналах. Мы не должны забывать, что все мы, жители Тверской области, находимся «в одной лодке», и никто из нас – русских, грузин, армян, татар, узбеков и т.д. – не заинтересован в развитии ксенофобии и национализма. Каждой национальной духовной культуре свойственны и общечеловеческие ценности: вечные идеалы добра, чести, свободы, совести, честности, человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, справедливости и т.д. И, как известно, наиболее надежно они сохранены в художественной литературе, ведь ничто не отражает душу народа так глубоко и ярко, как талантливая литература. На одном из круглых столов, посвященных проблемам национальных литератур, главный редактор журнала «Дружба народов», грузин Александр Эбаноидзе сказал: «До сих пор помню ошеломляюще сильное и свежее впечатление от первого знакомства с эпосами и сказками разных народов: для меня грузинские сказки пахли старой дубовой давильней, заваленной кукурузной соломой, а в русских мерцала прохладная ландышевая свежесть и где-то далеко разливался пасхальный благовест...На всю жизнь остались моими просторы киргизских нагорий, обдуваемые майским маковым ветром, и войлочная духота “Манаса”; избыток солнца на базарах Багдада и Дамаска с раскаленным песком на зубах и в складках одежды…» Нельзя не вспомнить, например, о "Витязе в тигровой шкуре" - замечательном памятнике грузинской средневековой литературы. Великолепное мастерство гениального Шота Руставели, увлекательный сюжет, проникновенный гуманизм, богатство красок, передающих живое дыхание древней эпохи, - все это ставит поэму в ряд всемирно известных шедевров литературы. Мудрые, глубокомысленные и вместе с тем лаконичные, крылатые руставелевские афоризмы проникли в широкие народные массы, превратились в народные поговорки, в народную мудрость: «что роздано тобой — твоё, что нет — потеряно»; «ложь и измена — две родные сестры». Вспомним также прекрасную легенду о манкуртах – людях, потерявших память об отце, матери, родине, приведенную Чингизом Айтматовым в романе «Плаха»? Разве такие люди не становятся изгоями у любого народа? Или, например, книга Левона Хечояна «Черная книга, тяжелый жук», в которой война изображена как человеческая трагедия, - ведь похожие идеи проповедуют в своих произведениях и русские писатели Виктор Астафьев, Захар Прилепин и др., и литовец М. Ивашкявичус в романе «Зеленые». Таких параллелей можно проводить много, для этого молодежи нужно знакомиться с национальными литературами. Во второй анкете мы попросили указать национальность, чтобы выяснить, насколько хорошо молодые люди знают свою национальную литературу и есть ли у них представление о литературе других народов. Результаты социологического исследования, проведенного волонтерами Грузинской НКА на улицах Твери показали, что из 302 опрошенных оказалось четверо украинцев, четверо армян, четверо грузин, двое азербайджанцев, двое белорусов, двое ингушей, одна табасаранка, один таджик. Двое респондентов обозначили двойную национальность: немка/русская, полька/русская. Остальные опрошенные – русские. Представители национальных диаспор на вопрос «Какие русские писатели-классики оказали влияние на процесс формирования Вашей личности?» назвали Достоевского, Толстого, Чехова, Лермонтова, Булгакова, Пушкина, Бунина, Горького, Есенина. Среди национальных писателей-классиков они называют Р. Гамзатова, Т. Шевченко, Л. Украинку, Н. Ганджави, Н. Думбадзе, Ш. Руставели, В. Пшавелу, А. Церетели, И. Чавчавадзе, И. Гогебашвили. Интересно, что на вопрос «В каких произведениях из прочитанных Вами наиболее ярко отражены общечеловеческие ценности?» представители национальных диаспор называют в основном произведения русских авторов: «Идиот» и «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Каторга» В. Пикуля. Из национальных авторов ими названы Януш Вишневский («Одиночество в сети»), А. Каландадзе («Илиа Чавчавадзе»), С. Шерози («Гулистон»), Л. Шерали («Святой отец»). К большому сожалению, представители русской молодежи практически не знают о существовании литературы народов бывшего СССР. Был даже такой ответ: «А зачем? Многие и своих, русских, писателей ни разу не читали». Грустно, коли так. Лишь 2 % опрошенных назвали Ш. Руставели, Я. Коласа, Т. Шевченко, Ч. Айтматова и Ч. Валиханова. Отвечая на вопрос «В каких произведениях из прочитанных Вами наиболее ярко, на Ваш взгляд, отражены общечеловеческие ценности (добро, верность, любовь, честность, дружба и т.д.)?», многие называли «Мастера и Маргариту» М. Булгакова, «Войну и мир» Л. Толстого, «Судьбу человека» М. Шолохова, «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери и др. Интересно, что 30% опрошенных на этот вопрос ответили: «Сказки», – и это еще раз подтверждает духовную ценность фольклора. 73% всех опрошенных считают, что литературу других народов изучать нужно и выражают сожаление, что такого курса нет ни в школах, ни в вузах – это главный, обнадеживающий итог опроса. Мы искренне благодарны участникам опроса за развернутые ответы и предложения по дополнению и совершенствованию анкет. Например, высказывались такие пожелания: «проводить опросы не только по национальным писателям, но и по классике всего мира»; «как вы оцениваете знание своей национальной литературы»; «предлагать варианты ответов»; «включить вопрос о качестве образовательных программ по предмету «литература»; «необходимо предложить перечень произведений, заслуживающих внимания»; «включить вопрос: а есть ли у вас время читать что-то кроме учебников?» и др. Мы постараемся учесть все ваши предложения и замечания при проведении других опросов. Л.СКАКОВСКАЯ, доктор филологических наук, Директор Центра русского языка и культуры ТвГУ