ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Печать E-mail
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ И СОВРЕМЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРЫ (о новом проекте Центра русского языка и культуры) «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». (Антуан де Сент - Экзюпери) Тверской центр русского языка и культуры в сотрудничестве с ведущими филологами Твери с июля по декабрь осуществляет проект «Общечеловеческие ценности в национальных литературах современности (лекторий)», поддержанный грантом Комитета внутренней политики Администрации Тверской области. Содержание лектория направлено на формирование представления о гуманистических ценностях народов других национальностей, близких к ценностям, исповедуемым русским народом. Вывод о необходимости проекта был сделан на основе выявления и анализа общественного мнения по проблеме поддержки и пропаганды национальных литератур и культур на территории Тверской области, а также мониторингового исследования уровня знаний и интересов тверской молодежи в области национальных литератур и культур. Проблемы воспитания толерантности являются очень важными для Тверской области в силу ее полиэтничности. Поток переселенцев и количество обучающейся в вузах Твери молодежи из бывших национальных республик с каждым годом возрастает, это является следствием социально-политических процессов и экономической необходимостью, которой нет альтернативы. Важность работы по воспитанию толерантности не раз была предметом обсуждения на областном уровне. Как известно, воспитание установок толерантности осуществляется путем сложной и многогранной системы мероприятий, включающей знакомство с традициями, культурой и искусством людей других национальностей, а также системой морально-этических ценностей, исповедуемых ими. Наиболее надежно общечеловеческие ценности, вечные идеалы добра, чести, свободы сохранены в художественной литературе. Значение художественной литературы в воспитании нравственности и духовности было подчеркнуто премьер-министром России В.В. Путиным на встрече с российскими писателями, состоявшейся 7 октября 2009 г. в Государственном музее А.С. Пушкина. В результате творческой работы исполнителей проекта определились темы популярных лекций: «Социально-культурная мозаика постперестройки в современной украинской литературе»; «Изображение судьбы и характера азербайджанского народа в современной литературе» (Натик Расулзаде и Рустам Ибрагимбеков); Запад и восток в произведениях Сухбата Афлатуни (современная узбекская литература); Человеческие судьбы, жизнь и время в современной таджикской литературе (по рассказу Алексея Торка (Алишера Ниязова) «Пенсия») и др. В цикл включены также лекции по современной белорусской, армянской, грузинской, азербайджанской, эстонской литературе. Филологи попытались рассказать о том, как отражаются в национальных литературах острейшие проблемы современности. Например, тема «Война как человеческая трагедия» стала объектом внимания чеченских, литовских, русских, белорусских, армянских, грузинских писателей. По отзывам критиков, в большинстве случаев это качественная и объективная проза представителей национальных литератур: русских Аркадия Бабченко и Захара Прилепина, литовца М. Ивашкявичуса («Зеленые»), грузина Гелы Чкванавы («Гладиаторы»), армянина Левона Хечояна «Черная книга, тяжелый жук» и др. Авторы снимают с войны флер романтичности, который зафиксирован в сознании некоторой части современной молодежи. Война воспринимается как трагедия, нечто абсурдное, навязанное обстоятельствами. Писатели размышляют сами и заставляют читателя задуматься о том, почему и с кем воюют люди: воюют сами с собой. Война предстает в новом ракурсе: как безусловное зло вне зависимости от целей и задач. Такие произведения не разобщают людей, а объединяют, подчеркивая значимость человеческой жизни, обесцененной войной. Есть целый ряд произведений современных национальных писателей, где показана история страны на переломе эпох, обстоятельства, в которых оказались бывшие союзные республики после распада Советского Союза, и какое, подчас трагическое, влияние оказали эти обстоятельства на жизнь людей. Например, грузинский писатель Отар Чиладзе в своем романе «Годори» сосредоточивает внимание на трагедии семьи и строит роман как семейную историю: когда подорвано семейное целомудрие, когда рушатся основы семьи, это значит, что рушатся и основы мира, в котором она живет. Схожие проблемы поднимает Сухбат Афлатуни в «Ташкентском романе», Василь Быков в повести «Час шакалов» и др. Основной акцент был сделан на раскрытии лучших черт национальных характеров: у армянского народа - любовь к книге и образованию, стремление к созиданию, жертвенная любовь к детям, коммуникабельность; у белорусского – патриотизм, толерантность, миролюбие; у грузинского – свободолюбие, боевой дух, мужество и отвага, высокие моральные устои; у таджикского – миролюбие, смирение, любовь и привязанность к родному очагу; у украинского – милосердие и доброта, эмоциональность и лиризм, культ матери; у эстонского – мудрое спокойствие и хладнокровие и т.д. Этот список может быть бесконечным, как бесконечны общечеловеческие ценности, сближающие народы. Лекторий проводится в вузах и школах Твери, а также на радиоканале ГТРК «Тверь». По согласованию с руководителями национально-культурных автономий Твери лекторы могут выступить и на собраниях этих общественных объединений. Готовится к изданию сборник по материалам лектория, он выйдет из печати в конце ноября в тверском издательстве «Научная книга» и будет распространяться по библиотекам, учебным заведениям и национально-культурным автономиям Твери. Часть тиража будет направлена и в ведущие книгохранилища России. Людмила СКАКОВСКАЯ, д.ф.н., директор Центра русского языка и культуры